Перейти к содержимому
F 713

Космическая опера.

К.О.  

13 пользователей проголосовало

  1. 2. ???? ? ????????????

    • ?????? ??? ????????? ????????????
      2
    • ???????.
      7
    • ?? ?????? ? ?? ???????.
      2
    • ??????.
      1
    • ????? - ?????, ??????? ????!
      1


Рекомендуемые сообщения

По мнению википедии:

 

«Космоо́пера» (или «космическая опера», от англ. space opera) — один из жанров приключенческой научной фантастики, который обычно определяется по формальным признакам: действие произведений происходит в космическом пространстве и/или на других планетах (в Солнечной системе или за её пределами) в условном (обычно экзотическом) антураже; персонажи подчёркнуто героичны, а масштабы их деяний ограничены лишь фантазией авторов; как правило, произведения этого жанра поначалу носили чисто развлекательный характер, но впоследствии приёмы «космической оперы» вошли также в арсенал авторов художественно значительной фантастики.

Советую ознакомится с нижеприведённой статьёй. (она расскажет обо всём лучше меня)

 

Космическая опера? Знаем-знаем! Это такая примитивная приключенческая жвачка с картонными героями и шаблонными сюжетами. Пиф-паф, ой-ой-ой — только в космосе. На самом деле все гораздо сложнее...

 

У термина "космическая опера" целых три значения. В 1941 году американский писатель и критик Уилсон Таккер поименовал так в своем фэнзине убогую псевдонаучную фантастику. Этим ярлыком Таккер четко противопоставил технологическую и социально-психологическую НФ того времени — фантастике примитивного действия. Термин родился у Таккера по аналогии с "мыльной оперой" (мелодрамами для домохозяек) и "лошадиной оперой" (сериальными подростковыми вестернами). Однако с середины 60-х космооперой стали называть просто традиционную приключенческую НФ, действие которой происходило в космосе или на других планетах.

 

Spo1s.jpg, Spo3s.jpg

Космические приключения на любой вкус.

 

Современное значение понятие "космическая опера" пробрело в конце 70-х. Сюда отнесли всю научную фантастику, в той или иной мере связанную с космосом. Действие может происходить в недалеком будущем в пределах Солнечной Системы или же через миллион лет в глубинах Вселенной. Но, учитывая, что в одном загоне оказались такие разные произведения, как "Звездные короли" и "Гиперион", критикам пришлось поделить жанр на периоды и течения.

 

Выдающийся американский фантастиковед Гарднер Дозуа разделил процесс развития космооперы на три основных периода ("Великих Века"), которые стали общепринятыми.

 

Классические сороковые

Первый Великий Век космической оперы — время формирования стереотипов и шаблонов жанра. Предтеча — конечно, марсианский цикл Эдгара Райса Бэрроуза. Но основателем космооперы считается американец Эдвард Элмер "Док" Смит с романом "Космический жаворонок" (1928), открывшим серию о приключениях экипажа одноименного звездолета. Еще один сериал Смита о линзменах, рассказы Эдмонда Гамильтона о Межзвездном патруле, цикл Джека Уильямсона о Космическом легионе — вот отправные точки классической космооперы, чей расцвет длился вплоть до 1950-х.

 

Smith1s.jpg, Smith2s.jpg

Отцы-основатели показали пример...

У классической космооперы есть ряд признаков. Действие обычно происходит в далеком будущем, когда человечество колонизировало Галактику. Имеется несколько галактических империй, которые враждебно относятся друг к другу. Среди массы инопланетных рас много гуманоидов, практически идентичных людям. Почти все планеты пригодны для обитания человека. Авторы классического периода отрицают (сознательно или по неведенью) эффект замедления времени, основанный на теории относительности. Поэтому космос бороздят звездолеты с гипер- или скачковыми субсветовыми двигателями, позволяющие почти мгновенно перелетать от звезды к звезде. Возможно также наличие межпространственных тоннелей. Научность у писателей ранней космооперы не в чести. В центре их внимания — приключения, интриги и войны. А обитатели далеких миров по психологии и мотивации поступков почти неотличимы от современников. В общем, ранняя космическая опера — отражение тревожного мира тридцатых-пятидесятых в зеркале звездной фантастики.

 

Типичный пример классического периода — роман Эдмонда Гамильтона "Звездные короли" (1949). Простой американец из 20 века Джон Гордон обменивается разумом с принцем Галактической Империи и оказывается в далеком будущем. Его ждут невероятные приключения и, разумеется, любовь. "Звездные короли" — воплощенная детская мечта. Как писал сам Гамильтон, "...в них отразились старые юношеские грезы наяву, мечтания на тему о "днях славы". Ведь каждому хотелось бы в мгновение ока из заурядного банковского клерка превратиться в повелителя звездной империи!".

 

Книга Гамильтона блестяще передает дух того времени, когда фантастика не скрывала тесного родства с традициями авантюрной литературы. Сейчас такие книги выглядят наивным приветом из далекого прошлого, обитатели которого не знали рок-н-ролла, сексуальной революции, СПИДа, глобального терроризма или загрязнения окружающей среды.

 

Tubb1s.jpg, Tubb3s.jpg

Примитив здесь правит бал.

Но несколькими яркими произведениями, которые переиздаются и сейчас, ранняя космоопера не исчерпывается. Многочисленные опусы Керри Роквелла, Эдвина Чарльза Табба, Кеннета Балмера и других — откровенно коммерческое чтиво, простенькие, как мычание, историйки о незатейливых приключениях героев. Такие поделки и дали Уилсону Таккеру повод назвать космооперу космооперой.

 

Новаторские семидесятые

Второй Великий Век космической оперы — время расцвета и преобразования жанра. Отличительная черта этого времени — соединение традиций классической космооперы и серьезной "твердой" НФ.

 

Значительный вклад в преобразование космооперы внесла Ли Брэккет, жена Эдмонда Гамильтона. Взяв за основу марсианский цикл Бэрроуза и героическое фэнтези Р. Говарда, Брэккет привлекла внимание читателя к тайнам затерянных городов чужих цивилизаций. Ее обворожительные романы и рассказы, балансирующие на грани увлекательной авантюры и романтико-ностальгической прозы, оказали большое влияние на творчество многих серьезных писателей, в частности, Рэя Брэдбери.

 

Bracks.jpg,Heinleins.jpg

Космоопера: поколение шестидесятых.

 

В пятидесятые-шестидесятые на передний край космооперы выдвигаются такие яркие мастера, как Альфред Ван-Вогт, Лайон Спрэг де Камп, Джеймс Шмиц, Мюррей Лейнстер, Джек Вэнс, Роберт Хайнлайн, Бим Пайпер, закадычные друзья Пол Андерсон и Гордон Диксон. А масштабные космические саги "Основание" Айзека Азимова и "Дюна" Фрэнка Херберта окончательно порвали со стереотипами классической космооперы.

 

Впрочем, решающее воздействие на отношение публики к космоопере оказала не книга, а фильм — точнее, телесериал. Придуманный Джином Роденберри "Звездный путь" заставил прилипнуть к телеэкрану пол-Америки, вне зависимости от возраста и пола, раз и навсегда покончил с представлением о фантастике, как о жанре "для немногих". Более того, "Star Trek" стал одним из фирменных брэндов западной цивилизации!

 

St1s.jpg, St2s.jpg

«Звездный путь» открыл дорогу к славе!

 

С конца шестидесятых космоопера пошла валом. На сцену выходят непохожие на предшественников и друг на друга Урсула Ле Гуин, Кордвайнер Смит, Ларри Нивен, Сэмюэл Дилени, Брайан Олдисс, Джеймс Типтри-младший, Фредерик Пол. Конечно, прилавки были завалены и книгами ремесленников вроде Бертрама Чандлера или Терренса Дикса. Что ж, они тоже имели право на жизнь...

 

В первой половине семидесятых увлечение модернизированной космооперой немного пошло на убыль. В умах и душах фанатов НФ безраздельно царствует "Новая волна". Ее апостолы Майкл Муркок и Джеймс Баллард объявляют космооперу хламом, который побыстрее надо сдать в утиль. Казалось, все вернулось к временам Таккера, но...

 

Появление "Звездных войн" Джорджа Лукаса (1977) толкает в космооперные объятия очередную поросль поклонников. Популярность жанра стремительно растет. В конце семидесятых успехом пользуются нестандартные космические приключения Джона Варли, Джорджа Мартина, Дэвида Брина, Грегори Бенфорда, Майка Резника. Да и ветераны не сидят сложа руки.

 

Swars1s.jpg, Swars5s.jpg,

Спасибо тебе, дяденька Лукас!

 

Более того, "Звездные войны" возродили интерес к космической опере "золотого века" американской фантастики. Молодые фаны азартно набросились на подзабытых "Дока" Смита, Гамильтона, Кэмпбелла, чьими произведениями во многом вдохновлялся Лукас. Соблазну поддались даже интеллектуалы: культовой в высоколобой среде становится юмористическая космоопера "Автостопом по Галактике" британца Дугласа Адамса. Кстати, первая космическая компьютерная игра "Elite", написанная студентами-математиками из Кембриджа Дэвидом Брэбеном и Иэном Беллом в 1984 — тоже космическая опера.

 

Многоликие девяностые

Третий Великий Век космической оперы — время с конца восьмидесятых по наши дни. Главные черты современной космооперы — очередной качественный скачок в содержании произведений и их удивительное жанровое разнообразие.

 

Жемчужины жанра — циклы "Гиперион" Дэна Симмонса и "Культура" Йэна Бэнкса, романы "Игра Эндера" и "Голос тех, кого нет" Орсона Скотта Карда. Массовой популярностью пользуются книги Вернора Винджа, Кэролайн Дж. Черри, Питера Гамильтона, Пола Маккоули, Дэвида Зинделла, Грега Бира, Стивена Дональдсона, Джона Барнса, Чарльза Шеффилда, Алистера Рейнольдса...

 

Resnicks.jpg, Simmonss.jpg,

Культура проникла на Гиперион. Времена меняются...

 

Пестрота авторских подходов и приемов потрясает воображение. Обычным делом становится сплав космической авантюры с киберпанком, антиутопией, био-, эко- и пси-фантастикой, детективом, даже мистикой и фэнтези. Популярны романы, которые подробно описывают стратегию и тактику вооруженных конфликтов (военная космоопера Дэвида Вебера и Джона Ринго). В авантюрно-психологической космоопере Лоис Макмастер Буджолд и Джулии Чернеды особое внимание уделено внутреннему миру персонажей. Романтическая космоопера Кэтрин Азаро исследует любовные переживания героев. Монументальный космический эпос Джона Райта написан на грани фантастики и интеллектуальной прозы. Даже коммерческая космоопера отличается нелинейным сюжетом — например, "Стэн" Алана Коула и Криса Банча.

 

Asaros.jpg, Ringos.jpg

Космоопера 21 века.

 

Неудивительно, что космооперы — частые гости на пьедестале главных фантастических премий. Ежегодно "Хьюго", "Небьюлы", "Локусы" гурьбой отправляются к Карду, Брину, Черри, Буджолд, Симмонсу, Винджу. Причем лауреаты вовсе не стесняются признать себя авторами именно космической оперы: времена Таккера остались далеко позади.

 

Space opera по-русски

По традиции еще с советских времен космооперой у нас называли примитивно-шаблонные фантастические боевики. Показательно высказывание известного советского критика и фантаста Георгия Гуревича, датированное 1969 годом: "...в поисках сокровищ по планетам носились шайки авантюристов, давя и рубя толпы аборигенов, всяких десятиногих уродцев с глазами, как у насекомых. За условность, неправдоподобие и театральность обстановки фантастика этого типа и получила ироническое наименование "космической оперы"... Но, пошумев, "космическая опера" сошла со сцены и сейчас доживает век в комиксах, став развлечением двенадцатилетних мальчишек". Ныне утверждение почтенного критика вызывает лишь ироническую улыбку.

 

Между тем произведения, которые вполне укладывались в каноны космооперы, писали у нас и в те времена. Другое дело, что знаменитые фантасты советской эпохи вроде Ивана Ефремова и братьев Стругацких никогда не согласились бы причислить "Туманность Андромеды" (1958) или "Трудно быть богом" (1964) к космооперному чтиву. Лишь в восьмидесятые некоторые авторы, пусть и с оговорками, признали свои книги космической оперой. Например, роман Владимира Фирсова "Срубить крест" (1980) и повесть Ольги Ларионовой "Чакра кентавра" (1988). А в середине девяностых вышла трилогия Сергея Лукьяненко "Лорд с планеты Земля", которую с полным правом можно считать началом Первого Великого Века русской космической оперы. Век длится до сих пор.

 

По словам самого Лукьяненко, "существовало стойкое и ложное убеждение, что "космическая опера" — заведомо примитивное, схематичное чтиво. Мой роман "Лорд с планеты Земля" был написан в порядке дискуссии с этой точкой зрения...". Конечно, "Лорд...", хоть и основан на шаблонах классической космооперы, значительно отличался от простеньких авантюр Гамильтона и Смита. Хотя по художественным достоинствам трилогия Лукьяненко все же уступает многим авторам советских времен. Другое дело, что советские фантасты всячески пытались замаскировать свои опусы — а Лукьяненко абсолютно осознанно писал именно космооперу, не укрываясь за фиговым листком серьезной научной или социальной НФ.

 

rus4s.jpg

Трилогия Сергея Лукьяненко стала ручейком, который прорвал плотину. Поток отечественной космооперы хлынул на книжные прилавки, конкурируя на равных лишь с русской фэнтези. Увы, но современная русская космоопера пока практически полностью укладывается в таккеровские стереотипы. И вот доблестный космодесантник Вася Пупкин штабелями укладывает подлых синекожих пришельцев с Бетельгейзе, которые возжелали наши земли и наших женщин... За ним крадется хитроумный косморазведчик Фома Васькин, с риском для жизни добывающий суперсекретные чертежи ионной пушки прямо из Генштаба Темной Империи... А неподалеку маячат широкие плечи и квадратный подбородок непобедимого звездного опера Кузи Фомкина, готового показать гнусным ворогам Великой Галактической Руси кузькину мать... И так до бесконечности.

 

Можно вспомнить пару-тройку авторов, которые время от времени пытаются вырваться за флажки классической космооперы. Тот же Лукьяненко, Юлия Латынина, Александр Зорич... Однако попытки приобщиться к современному сегменту жанра можно пересчитать по пальцам. Одной руки. Наверное, должно пройти немало времени, пока у нас появится книги, сравнимые с "Дюной" или "Гиперионом". Что ж, нельзя получить все сразу... Будем верить в то, что Великие Века русской космической оперы ждут нас за горизонтом. Есть куда стремиться!

 

Вот о чём мы с вами будем говорить.

Изменено пользователем F 713

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Космическая опера - есть такая штука, и она вроде бы как в моде =) . Откуда взялась, я точно не знаю. Некоторые полагают "отцом основателем" Эдмонда Гамильтона, но абсолютной уверенности нет.

Для начала об этом и поговорим:

Кто о ней знает, и кто, что читал?

 

А можно несколько слов о том, что это такое? Хотя бы каковы основные признаки жанра? А то есть огромное голосование (совершенно абстрактное), и практически ничего о предмете разговора... Ну, допустим, я знаю, о чем речь. А другие?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Статья не идеал, но в основном и главном верна.

 

От себя могу сказать, что К.О. неимоверно многолика.

Основная черта всех этих книг отсутствие границ фантазии, и возможность описывать и пророчить всё, что пожелаешь.

Иногда это используют, чтобы донести интересные,а порой и крамольные мысли (евгеника, мораль, общество и личность, религия, на страницах фантастики допустимо любое мнение и любая идея), иногда выдают вкусную жвачку - читаешь интересно, закрыл книгу, и забыл, иногда и вовсе бред.

 

В статье приводятся имена русских писателей "Лукьяненко, Юлия Латынина, Александр Зорич". Вот с нихз и начнём!

Возьмём Зорича, он сейчас на взлете, думаю о нем все слышали и возможно интересовались.

"Завтра война" - состоит из "Завтра война", "Без пощады", "Время московское" далее следуют "На корабле утро" и "На корабле полдень"

 

Могу сказать, что стиль написания мне понравился, читается легко.

Сюжет. Обрадовать не могу ничего нового и оригинального. Война, прыжки и битвы, битвы, битвы. Есть немного любви но на роман о душевной трагедии её явно не хватит.

Что радует, люди показаны людьми, нет ни героев ни злодеев. И в меру фантастическое (для НФ) описание. Это конечно не "Бесконечная война" Холдемана где ради одной единственной битвы надо было провести не один век в анабиозе, и прибыв на место узнать, что врага нет дома уже лет 200; но хоть не заправляем звездолёты керосинкой и на том спасибо.

 

Вся "Завтра война" излишне триколорна. Зорич явно работал на комплекс неполноценности росиян.

В книге Россия представлена новой и единственной супердержавой (это ладно. раз так хочеся пусть будет), а вот весь остальной мир, и конечно США в особенности, автор залил нечистотами всклянь. Лично у меня некоторые моменты в книге вызвали горькую улыбку.

 

Ообщий итог:

Если вам нравится Космос, описание сражений и полёты можете смело садится и читать.

Но предупреждаю сразу ничего более ценного чем удовольствие от чтения, книга вам предоставит.

по 10ти бальной шкале я бы дал:

Стиль (легкости чтения) 7

Сюжет 5

Новизна 4

Совет: если есть время начните читать "Завтра война", возможно понравитсяи тогда читайте дальше.

Если после глав о первых боестолкновениях вам ещё не интересно - бросте все нафиг, ничего нового вы ежу не найдёте.

 

ПС

Если у вас есть что скзать о какой либо книге, вы хотите сделать описание, или не согласны с уже представленым в теме описанием - пишите.

Тема задумана для этого.

Изменено пользователем F 713

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне, если чесно, понравился этот жанр, пусть и читал лишь "Лорд с планеты Земля" Лукьяненко. =) Хороший жанр.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот как раз таки за сюжет трилогии "Завтра Война" я бы дал твердую девятку. Читал взапой, хотя и не особенно интересуюсь космосом. :clapping:

И надо быть уж оооочень придирчивым читателем, что бы увидеть что-то отрицательное в литературном стиле Зорича. Лично я, когда начинаю придираться к стилю какого-нибудь автора, перечитываю любую книгу из серии "С.Т.А.Л.К.Е.Р". Вот уж там то стиль и грамотность точно на "отличненько" sv:drop:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я долгое время увлекаюсь фантастикой как чтивом. Интерес к космосу подстегнут моей бурной и неконтролируемой фантазией. Очень часто сюжеты для фанфиков я делаю, банально перемешав сюжеты дюжины книг по фантастике. Однако К.О для меня не просто банальный инструмент, а намного больше. Благодаря К.О. и НФ в целом я значительно расширил свой словарный запас и очень сильно изменил свои мировоззрения. Не знаю хорошо это или плохо но мне всегда нравилась НФ.

Каюсь я не запоминаю авторов, не запоминаю названий книг, но меня привлекает сам сюжет, он отпечатывается у меня в памяти, в зависимости понравилась книжка или нет.

среди НФ я как раз отдаю предпочтение свое К.О. потому что меня привлекает захватывающий экшн. конечно, мыслительная НФ меня тоже привлекает, но после нее у меня обычно тяжко на душе и часто уходишь в запойные уморазмышления отгораживаясь от мира сего. Поэтому я считаю что чтение НФ лучше чередовать - с Космической оперой и НФ с большой умственной нагрузкой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

=) Лучшее что придумало человечество. Оцениваю такое выше любых Класических произведений, фентезей и прочих развлекалок типа Сталкера.

Самая грандиозная прочитанная мною опера в пяти книгах Шервуда Смита и Дейва Троубриджа это: The Phoenix in the Flight => Ruler of Naught => A Prison Unsought => The Riftrer's Covenant и наконец The Thrones of Kronos. Но уже после такой истории я разочаровался в этом жанре, поскольку подавляющее большинство позже прочитанных мною книг попросту не дотягивали на уже привычное качество.

И я это дело дело надолго забросил, пока не наткнулся на Лукьяненко, конечно его стиль фантастики не смог превзойти ожидания, но и совсем не разочаровал выдав их на уровни выше чем его же распиаренные "Дозоры" и пр..

 

Я прочёл только историю Звёзды холодные игрушки => Звёздная Тень. Позже вышел Спектр, мир которого имеет заметные схожести в продолжении идеи Звёздной тени. Со временем думаю, что докуплю его прошлые книги. Но продолжать идею и докупать других авторов совсем уже не тянет, боюсь опять ошибиться в выборе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

×